1. Місце запису: село Виноградівка, Баштанського району, Миколаївської області;
  2. Дата запису: 20 вересня 2021 року;
  3. Хто записав: Костів Михайло, співробітник Національного музею Голодомору-геноциду;
  4. Респондент: Шляхтіна Анна Денисівна, народилася 25 березня 1926 року в селі Нападівка, Комсомольського (нині Калинівський) району, Вінницької області;
  5. Розшифровка аудіозапису: Сура Альона Юріївна;

Під час Голодомору 1932-1933 років респондент проживала в селі Нападівка, Комсомольського (нині Калинівський) району, Вінницької області;

 (при розшифровці матеріалів, збережено мову респондента)

Представтеся, будь ласка?

Шляхтина отчество, Анна Денисовна.

Коли ви народилися? В якому році?

Я вообще-то 25-го, а меня в паспорте записали 26-го. А я вообще-то 25-го  марта, а год у меня украли.

Де ви народилися в якому селі?

Винницкая область Комсомольский район, деревня Нападовка.

Нападівка?

Да. Нападивка.

А в 32-33-му році Ви там проживали?

А 33-ий, канешно, голод перенесла там. Ходила я в первый класс там тогда, в 33-им году я в первый класс ходила.

Як звали вашого батька?

Денис Иванович. Щерба Денис Иванович.

А він працював у колгоспі?

Да-да-да. Всю жизнь он у колхозе был. Почетным гражданином был.

 А як він уступив у колгосп, добровільно чи недобровільно?

Добровильно так, но я как слышала, что добровильно он пошел, первый пошел, как колхоз начался – он первый пошел в колхоз.

І шось він здав у колгосп?

Га?

Ну він здав там, худобу, реманент?

Ну конечно, там скотины полный двор была. Все я ходила, ухаживала, работала там.

Мама вашу як звали?

Маму звали – Дарья, Олейник девичья фамилия ее, Олейник Дарья Евстаховна, Евстаховна.

А вона також у колгоспі працювала?

Да-да, они вместе с отцом.

А в 32-33-му давали якийсь хліб, люди мали шо їсти?

Ой, люди подыхали, помирали все, там половина деревни вымерли. В голод ниче не давали, собак ели, кошек ели люди. Но в нас отец, мой отец он был, как вам сказать, друг председателя колхоза. Ну и тот его все время выручал, то выписывал какие-то отходы, то зерна выпишет, то муки выпишет, то маму возьмет на работу там хлеб пекли и еще, так мама уже вкраде, принесе трошечки нам з сестрою.

А в загальному годували людей у колгоспі чи не годували?

Как вам сказать, варили там какую-то похлебку, так обед, ужин давали, обедать, а вообще нет. Сильно люди помирали, сильно-сильно, ой, кошмар. Люди людей ели.

Коли батьки були в колгоспі, ви дома сиділи чи де ви були?

Дома была. Работала, огород был, скотина была, мама с отцом работали в колхозе, а я дома была, домохозяйкой. Я в семь лет уже корову доила. Ну вже в 33-им году в нас уже коровы не было, уже все.

Забрали в колхоз?

Да. Все забрали в колхоз. Всю скотину, все-все-все, лошади, все-все забрали в колхоз и в общем организовали колхоз.

А ось на цьому городі свому можна було працювати чи ні? Чи забирали?

Да, на своем огороде да, свой огород был, садили и там в общем работали.

А таке слово куркуль, куркулі ви чули, не чули?

Да, были люди, у которых у колхоз не йшли, не хотели идти, их называли куркулями. Вот они были куркули.

А як там інші люди до них ставилися, інші селяни?

Ну как вам сказать, сказать, что все ставились – не скажешь, но большинство было в колхозе, это колхоз, а меньше было против колхоза. Высылали их куда-то, забирали, которые богаты были их розкуркуливали и куда-то высылали. Куда высылали не знает никто ниче.

А потім вернулися ті…?

Не. Никто не возвращался. Кого увезли, забрали, приехали ночью, забрали. Вот у нас прямо соседка радом была, ее ребенок, токо что  она родила и приехали ночью, забрали на поводку и увезли, куда увезли неизвестно, и жену, и мужа, и отца, и мать в общем так и не вернулись они.

А що з цими хатами було, що людей вивозили?

Ну как вам сказать, люди которые помирали, с другой деревни приходили сюда в нашу деревню и брали, им давали хаты, ну как вам сказать, как у кредит, брали хаты и жили вот.

А вашу родину розкуркулювали?

Не. Не-не-не. Мы считались как середни люди. Забирали все. От зайдет у хату и все, все-все, что есть забирали, выгребали, оставляли голых и босых. Багаты такие ходили, начальство, потом их тоже половили, поарестовали, посадили многих, порострелювали многих.

А забирали тільки продукти чи якісь і речі тоже?

Ой. Вещи забирали, все забирали, коровы забирали и скотины забирали, все забирали.

А, наприклад, з речей, рушники, сорочки?

Да, да, вот это всякое дрантя забирали, забирали, вот. Коровы забирали, в общем что было на хозяйстве все забирали. А потом их всех поарестовали и куда-то увезли, сказали на расстрел их всех поставили.

А як ви думаєте для чого це все робилося?

Ну кто-то быв против чтоб колхоз был, а кто-то был чтоб колхоз был. Кто-то не хотел колхоза, а кто-то хотел колхоза. Вот и между собой они и воевали.

А от чого взагалі оцей був голод у 33-му?

Ну потом как это все оказалось, что были враги у сельсовете, у колхозе и все зерно которое было нам народу, все отдали заграницу. И люди остались без зерна. Нет, вот например, трудодней выроботал, трудодни надо дать же зерно, а его нету, нечем давать. И вывезли все зерно заграницу, и начался голод в 33-ем году.

І так прямо з колгоспу це зерно вивозили?

Все вывозили, машинами вывозили, ночью приезжали машины и нагружали полны зерна – куда везли никто ниче не знает. Вот, а потом уже как-то, я тут уже не знаю, тут уже как-то организовались эти, как сказать, по-русски кружки и начали сторожить, сторожа ставить начали, охраны ставить и все кончилось.

А як був голод люди один одному допомагали?

Ой, никто ниче никому не допомагав. Все были про себе. Все были про себя. От у нас в квартире в мамы было скока всего, она все меняла, по других деревнях ходила меняла там и рушныки и ото все, променяла все в хати ниче нема, все проминялы, проели. Вот. А потом потихоньку начали донживать, начали и вот так вот и жили.

А колоски можна було на полі збирати?

Нет, нет, строго-настрого было, люди ходили ночью, ходили собирали ночью. Ездила, как вам сказать, как милиция, не милиция, разгоняли людей, брали убивали, прямо на поле убивали, набрав колоскы – убил, колоскы забрав и все.

Об’їжчики їх називали?

Да.

А ці об’їжчики були місцеві чи ні, чи не місцеві?

Да они со всех стран были тогда, отовсюду были. Тогда кто откуда приедет, то туда, приезжие какие-то были, наежники какие-то были.

А якихось ваших знайомих, можливо убили за ці колоски, чи там в тюрму посадили, чи ось так покалічили?

Нет, у нас, например, нет, у нашей семьи никого не убивали, никого ниче. Нашу семью как-то, я вам говорю, как-то не трогали.

І від вас ніхто не йшов колоски збирати?

Га?

Колоски, от ви, наприклад, ішли збирати чи ваші батьки?

Мама ходила все, все мама, отец работал, мама все ходила, мама. И ночью ходила, и днем ходила. Как-то один раз уже, помню, например, вот завтра-послезавтра должны давать, хлеб убирают и первым делом намололи муки, в колхозе намололи, людям раздать, людей накормить. Вот и мама собралася и пошла собирать колоски. И нарвала, не колосков насобирала, а там пшеница была рядом, она нарвала этих колосков, но благодаря Богу было два обьещика, поймали ее, один обьещик был папиной сестры, как вам сказать, кавалер. И маму оставили живую, а то бы расстреляли бы ее. Отец ее ругал сильно «Не ходи, Даша, не ходи!», «Как не ходи, дети лежат голодные, как не ходить». Ну вот так вот.

А ось, хто повмирав,  ось ви знаєте імена, можливо, це ваші сусіди були?

В папы три сестры было – умерло, дети были в одной, трое детей – умерли, в другой было двое – умерли, вот. В общем три сестры умерло, мать умерла с голода. А мать умерла с голода, когда папа женился, мать жила с отцом, ну с моим отцом, а потом, когда начался голод. А бабушка, папина мать, она была, знаете, как акушерка, принимала роды, принимала, ну в общем, как врач была. У ей был сундук повен, набитый вещами, кто ишел там к бабке приносил там, кто полотенце приносил, кто что. И бабушка это собрала все, жила с нами, с мамой и с папой, и собралась ушла к своей дочке. И за то что она ушла, папу бросила, ушла к дочке, отец на мать рассердился и не помог ей ниче и она умерла.

А як хоронили цих людей, які ось так померли?

Ой, яму выкопали, какое хоронение. Как ходит, сдох, умер, сдох, дорога там, идет дорога, человек упал – сдох, его забрали в яму бросили, засыпали землей и все. Ни труны никакой, ниче.

А хто закопував цих людей?

Ну, например, вот сосед умер, сосед его и хоронит, вот и все. Сельсовет немного хоронили. Ну а потом сельсовет дал указание, что бы хоронили люди людей.

Це вони на цвинтарі хоронили чи де?

Ну был сведен цвынтар большая такая площа, я помню. На цвынтаре на этом могилу выкопали, люди что копали могилы и так подкапывали, вот так вот копали, а тут вот подкапывали чтоб земля не и засыпали, не мыли, не обмывали, и не одевали, ниче.

Читати далі…
Свідчення про Голодомор
Карта місць масового поховання жертв Голодомору-геноциду