Місце запису: село Овруч, Житомирська область.
Дата запису: –
Хто записав: Прохоренко Оксана, учениця 8 класу Катеринівської НСЗШ.
Респондент: Артеменко Ольга Пилипівна 1931 р.н.
Під час масового штучного голоду 1946-1947 рр. проживала в м. Дніпро.
Ну, что сказать жили мы в Днепропетровске, это было в декабре 1947 г.
Был голод, вот нас было в семье 5 человек, детей.
Мама наша умерла, а нас осталось трое, отец женился, у мачехи родились ещё двое детей.
Вот, ещё забыла. Тетя моя Катерина приежала к нам и смотрела за нами пока отец женился. Был голод, но приехал мой дядя, я и сейчас ему за это очень благодарна, он жил в Коростене, (Житомирская обл.) меня забрал, сказал я Олю спасу от голода. Ато я рассказываю (???). Брата устроил в ФЗУ, получал по 200гр. Хлеба, ухитрялся домой принести кусочек, чут позже Нину, старшая сестра, устроили на развозку хлеба. Я была в Коростене он меня спас от голода, у него было своих четверо, и я пятая, на следующий год он меня привез опять домой, на этот год уже более менее был урожай.
Но в этом году люди настолько голодали, это ужас и сейчас страшно вспоминать, нападали на лошадей, валили их, о нас….
Правда, чтоб людей ели я не видела. З лободы оладьи пекли, рвали й них, мы их переносили организм был моложе, а тетя еле вычухалась. Говорит, окажут еще детей потравила, и сама ела.
Какое там государство?
Обычно курицу держишь, яйца давай; когда резали, тесто ржаной муки в рот поросенку чтоб не кричал, подпольно все было то.
Вот, благодаря Богу все выжили, все поженились, я имею внуков два правнука.
Ну что ещё расказывать, вот всё вроде, тяжело было вот и всё. Про голод 1932-1933. Я не помню, отец когда-то рассказывал, но память уже не та, ну что старость, склерозить начинаю.